четверг, 14 апреля 2016 г.

Выставка "Чай и кофе с церемониями и без.." в Российском Этнографическом музеи.

После Русского музея зашла еще и в этнографию. На выставку "Чай и кофе с церемониями и без"


Выставка маленькая, занимает один зал. Но познавательная. Текст беру с сайта музея, фото мои.


"В настоящее время круг их ценителей становится все шире, что, в свою очередь, развивает интерес к способам употребления этих напитков в различных традициях. Значение чая и кофе в культуре народов мира давно не исчерпывается гастрономическими свойствами – они обрели свою философию, символику, обрядово-церемониальную систему, а в ряде обществ получили статус национальных символов.История открытия чая насчитывает около пяти тысячи лет и, по мнению большинства ученых, связана Китаем. Согласно легенде, китайский император Шен Нанг (первая половина III тыс. до н.э.) обнаружил чудесные тонизирующие свойства напитка на охоте, когда во время привала листочки чайного дерева упали в кипящую воду. В течение нескольких тысячелетий место чая в культуре Китая регламентировалось на государственном уровне и менялось от элитарного напитка до общеупотребительного. Его пили как в семейном кругу, так и в специальных чайных заведениях. Употребление чая сопровождалось сложным церемониалом. Знакомство евразийских народов с китайским чаем относится с X–XIII вв., когда он проник в культуру монголов, а от них в южносибирский регион."






"Кофе, согласно эфиопской легенде, стал известен благодаря пастуху Калди, который однажды заметил, что употребление зеленых плодов кофейного дерева придает особую бодрость в течение дня. К X в. кофе распространился по Аравийскому полуострову, откуда он проник в Иран, Переднюю Азию и Европу, где стал неотъемлемой частью особенно городской культуры.
В Россию традиция употребления кофе пришла с одной стороны, с юга, через Балканы, Крым и Кавказ, с другой стороны – через Западную Европу, где этот напиток вошел в моду в XVII в. Первые сведения о кофе в Московии относятся к 1665 г., когда придворный лекарь Сэмюэль Коллинз прописал Алексею Михайловичу, отцу Петра I, следующий рецепт: «Варёное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Особенно популярности кофе в высших слоях российского общества способствовал факт посещения Петром I Голландии в начале XVIII в. В отличие от чая, кофе всегда ввозился в страну из-за рубежа, первоначально с африканского континента (особенно славился эфиопский кофе), а с XIX в. из Южной и Центральной Америки. Крупнейшими центрами торговли кофе были Санкт-Петербург и Москва, а также портовые города – Одесса, Гданьск, Лодзь и др. Поступавший в конце XIX в. в Россию кофе направляли на пять крупнейших заводов по его переработке.
У народов, в культуру которых прочно вошли традиции употребления чая и кофе постепенно сформировались особые способы приготовления и правила употребления этих напитков. На выставке представлены региональные особенности этих традиций у народов Евразии, а также значение этих напитков в различных сферах жизни."

Кофейный столик Крымских татар.
"Приготовлением кофе на Балканах занимались кафеджии. В кафеджийской лавке можно было пробрести кофе разных сортов, а также заказать обжарку и помол. Там же можно было про дегустировать напиток. Зерна кофе обжаривались на углях. Их необходимо постоянно помешивать, поэтому процесс занимал практически весь день. Для этого была предназначена специальная посуда. Помол кофе осуществлялся в ручных мельницах. Считалось, что только опытный кафеджии знает секрет правильного помола и обжарки кофе. И эта профессия оставалась востребованной и после появления фабричного фасованного кофе."
Обстановка трактира.
"В культуре русского народа чай пили как в праздники, так и в будни дома, в чайных, трактирах, на постоялых дворах. На выставке демонстрируется типичный интерьер провинциального трактира, в котором путешественник мог отдохнуть и выпить чая. Особенно распространен чай был в городах, в деревнях его пили в основном крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также в Сибири.
С распространением чая в России связано развитие производства самоваров в Туле (в сер. XIX в. там насчитывается уже 28 самоварных фабрик) и чайной посуды (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в с. Дулево Владимирской губ.). В XIX в. самовар стал предметом массового потребления, но даже в начале XX в. оставался дорогой вещью, которую крестьяне передавали из поколения в поколение. Уже с XIX в. русский самовар становится престижным предметом импорта."




Чаепитие у татар. "У народов Поволжья (татары, башкиры, коми-пермяки, мордва, марийцы, удмурты) культура чаепития была развита повсеместно. У татар, например,  особо любимыми были черные байховые чаи. Заваривали их очень крепко, и пили горячими, с молоком, пастилой и медом. На выставке представлена сцена домашнего чаепития и элементы интерьера татарского дома, в котором хозяйка готовит и разносит чай."



Чай был известен на всей территории Сибири, но особенно развита была культура чаепития у народов южносибирского региона (тувинцы, алтайцы, хакасы, буряты и др.), расселенных в российско-китайском пограничье. Здесь укоренилась монгольская традиция приготовления чая: его варили с молоком, солью, бараньим жиром, подавали в специальных высоких деревянных или металлических сосудах, а пили из деревянных чаш. В Сибири чай был важной составляющей не только повседневной трапезы, но и значимых для сообщества ритуалов, таких как обряд встречи гостей, свадьба, поминки. На выставке представлена сцена ритуала встречи гостей, традиционного для этого региона. Чай включали в состав набора подношений шаману или различным духам и божествам. В Средней Азии способ приготовления чая зависел от образа жизни. В кочевых сообществах предпочитали напиток, аналогичный рецептуре тюрко-монгольских народов Сибири. Для чайной утвари, особенно хрупких фарфоровых пиал, были предусмотрены оригинальные формы хранения и транспортировки, демонстрируемые на выставке в интерьере казахской юрты. Оседлые же народы региона пили чай, заваренный в чайнике, с ароматическими добавками (гвоздика, укроп и пр.) и сахаром. Пиалы и чайники, повсеместно распространенные в регионе, были либо китайского, либо, особенно в XIX в., русского производства. Русские мануфактуры и заводы изготовляли целые серии посуды специально для среднеазиатского рынка. Сцена женского домашнего чаепития в Бухарском оазисе, представленная на выставке, демонстрирует как местную, так и привозную утварь.


У южных прикаспийских народов (персов, азербайджанцев, татов, талышей) чай пили из стаканов и чашек, которые подавали на блюдечках, поскольку его принято было пить обжигающим. Чай заваривали в чайниках, с мятой, чабрецом и другими душистыми добавками, и использовали самовары местного или русского производства, считавшиеся наиболее престижными. Русские самовары входили даже в посольские дары персидскому шаху. Специальный раздел выставки посвящен богатому застолью в зажиточном персидском доме, где после обильного обеда предусматривалось чаепитие, часто сопровождающееся настольными играми.
 Чай и кофе в разных культурах использовались не только в гастрономических целях. Этим напиткам приписывали также целительные или вредоносные свойства. Они применялись в народной медицине или, напротив, могли быть запрещены. Например, у некоторых групп старообрядцев существовал строжайший запрет на употребление  чая  и кофе, так как в данной традиции эти напитки связывали с вредоносными силами
"Кофе в XIX в. готовили в основном по двум рецептам. Первый вариант был традиционным для народов Европы, где предпочитали кофе крупного помола. Его варили без сахара и подавали в фарфоровых или керамических кофейниках, сервировка стола предусматривала наличие молочника и сахарницы. Этот вариант подразумевал различные добавки: сахар, молоко, сладкие сливки, взбитый белок, а также  алкогольные напитки – бренди, ром, ликеры. На Северо-Западе России, в Прибалтике и Финляндии, как в домашнем кругу, так и в кофейнях, был популярен именно такой кофе. На выставке представлен интерьер послевоенной эстонской кофейни, демонстрирующий городскую традицию кофепития как форму времяпрепровождения и общения."


"У некоторых народов, например, армян, нормы этикета при проведении деловых переговоров предусматривали употребление кофе. На выставке представлена сцена встречи компаньонов, для которых супруга хозяина готовит и подает этот напиток."


10 комментариев:

  1. Как раз хотела сходить) Спасибо за фото!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. и я решила зайти, раз рядом была)

      Удалить
  2. Чаёк, кофеёк... Спасибо за экскурсию. Раззадорила, пойду попью )))

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо!С удовольствием бы посетила эту выставку!
    В прошлом году я посетила ваш этнографический музей - чудесно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. и мне этнографический нравиться, он душевный

      Удалить
  4. Какая интересная выставка! Чай и кофе всегда будут популярными напитками, по-моему) Интересно узнать про старые традиции их "откушивания"))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. с интересом про традиции посмотрела

      Удалить
  5. Как интересно. Узнала много нового. Традиции такие разные от региона к региону, не говоря уже о странах.

    ОтветитьУдалить